«Что
должны знать родители о ФГОС ДО»
Мы уже знаем, что введение ФГОС связано с тем, что
настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для
того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для
успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного возраста не
предусматривает предъявления жёстких требований к детям – дошкольникам, не
рассматривает их в жёстких стандартных рамках. Специфика дошкольного возраста
такова, что достижения детей – дошкольников определяются не суммой конкретных
знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить,
что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования
заключается в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность.
Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт
дошкольного образования отличается от стандарта общего образования ещё и тем,
что к дошкольному образованию не предъявляются жёсткие требования к результатам
освоения программы. Здесь необходимо понимать, что, если к дошкольному
образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что
присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не
учитывая самоценности дошкольного периода детства жизни и специфики
психического развития детей – дошкольников. Будет упорно осуществляться
подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных
знаний, умений и навыков. И ко всему этому образовательный процесс будет
строиться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития
детей дошкольного возраста. Поэтому, в дошкольном образовании определены две
группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это
требования к структуре программы дошкольного образования и условиям её
реализации. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности. В
ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является
раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования». В нём описаны такие интегративные качества,
которые ребёнок может приобрести в результате освоения основной
общеобразовательной программы: например, активный, любознательный, физически
развитый, общительный, эмоционально – отзывчивый и др. Основная
общеобразовательная программа помогает ребёнку овладеть базисным уровнем
дошкольного образования. Она призвана обеспечить тот уровень развития, который
позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна
выполняться в каждом дошкольном учреждении. В тексте ФГОС не употребляется
слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания»
дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в детских садах. Но
такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует
возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и
практике слово «занятие» рассматривается как занимательное дело, без
отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Новый
документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребёнку в игре, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, т.
к. в настоящее время на первом месте стоит занятие. Ведущими видами детской
деятельности становятся
Ø игровая,
Ø коммуникативная,
Ø двигательная,
Ø познавательно
– исследовательская,
Ø продуктивная
и др.
Необходимо отметить, что каждому виду детской
деятельности соответствуют определённые формы работы с детьми. Содержание основной
программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат
разностороннее развитие детей с учётом их возраста по основным направлениям:
Ø физическому,
Ø социально
– личностному,
Ø познавательно
– речевому,
Ø художественно
– эстетическому.
В программе нет привычных предметных областей –
развития речи, математики, рисования, лепки, и др. Всё это заложено в
образовательные области. Образовательные области введены для поддержания
баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной
степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного
образования. Если говорить о содержании дошкольного образования, то необходимо
отметить обязательность его соответствия заявленным в ФГОС принципам:
Ø принцип
развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
Ø принцип
необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к
разумному «минимуму»)
Ø принцип
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями
и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
Все образовательные области связаны друг с другом:
читая, ребёнок познаёт; познавая, рассказывает о том, что узнал;
взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе наблюдений и обсуждений.
В новых условиях возрастает роль взаимосвязи в работе узких специалистов и
воспитателей. Например, инструктор по физкультуре участвует в проведении
прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме, а музыкальный
руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения
мастерских, разминок, гимнастик и др.
ü комплексно
- тематический принцип построения образовательного процесса;
Обучение через систему занятий перестраивается на
работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями являются Российские
праздники (Новый год, День семьи и др., международные праздники (День Доброты,
День Земли и др.) Праздники – это события, к которым нужно готовиться, которых
можно ждать. Проектная деятельность должна стать приоритетной. Ребёнок будет
заинтересован в том или ином проекте, ведь только активный человек может стать
успешным.
ü взаимодействие
с родителями;
Документ ориентирует на взаимодействие педагогов с
родителями: родители должны стать участвовать в реализации программы, в
создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка –
дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса,
участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует. И что ещё очень важно – основная программа дошкольного образования
обеспечивает преемственность с примерными программами начального общего образования,
чего не было ранее. Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии
системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система
дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества
и государства. Во-вторых, в приказе афишируется желание сделать жизнь в детском
саду более осмысленной и интересной. Кроме этого, есть ещё много
положительного:
ü создание
условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
интересы своей группы, специфику национально – культурных и природных
географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и др.
ü попытка
повлиять на сокращение и упрощение содержания для детей дошкольного возраста за
счёт установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
ü стремление
к формированию инициативного, активного, самостоятельного ребёнка.
ü отказ
от копирования школьных технологий и форм организации обучения.